Активное объединение женщин в различные группы, общественные советы для решения своих в первую очередь правовых, социальных, статусных вопросов относится к 20–м годам прошлого столетия.
Вопрос о раскрепощении женщин были рассмотрены в 1922 году на I съезде горцев Кубано-черноморской области (Краснодарский край), впоследствии был создан отдел по работе среди женщин, заведующей которым стала Сенклитиз Васильевна Полуян.
В ноябре 1922 года в ауле Габукай (Теучежский район) состоялся первый в истории адыгейского народа съезд адыгеек, который рассмотрел вопросы раскрепощения и использования прав, предоставленных Советской властью, а также признал необходимым проводить систематическое просвещение женщин.
Для вовлечения адыгеек в общественные мероприятия предлагалось использовать национальные праздники, свадьбы, устраивать открытые судебные заседания и как результат, в 1926 году было создано 127 пунктов по ликвидации неграмотности, а также, как и по всей стране, организовывались женские дома.
Первый Дом черкешенок был открыт 8 февраля 1925 года в ауле Габукай. Хотя и здесь при его открытии пришлось преодолеть немало трудностей.
В 1924 году в Адыгее был организован отдел охраны матери и младенца, по области открыты врачебные консультации, а в городе Майкопе – консультационное бюро, при больницах области имелись 8 родильных коек, а в городе – 10.
Еще одна интересная страница в истории женского движения Адыгеи – это окружная конференция батрачек, которая состоялась в мае 1925 года в Майкопе. Конференции дала батрачкам возможность впервые публично обсуждать вопросы улучшения условий труда, повышение размера его оплаты и возможность работы по трудовому договору, а также повышению грамотности, медицинского обслуживания и организации детских яслей.
В июле 1925 года в Пятигорске состоялся I съезд горянок и казачек Северного Кавказа. В его работе приняли участие делегаты из Адыгеи Зульфа Тырсавовна Деды и Хаджихан Хаушевна Наш (Шхалахова).
Так, женщины Адыгеи вовлекались в общественную жизнь нового времени, провозглашая равные права с мужчинами и среди них были те, кто занял достойное место в истории раскрепощения женщин: Гошевнай Шовгенова, Софья Дальняя, Вера Листовая, Ирина Яковлева, Гишхан Могукорова.
В 1921 году ЦК РКП(б) предложил всем губернским комитетам партии провести агитационную кампанию за создание в деревне детских яслей, в результате в Адыгее в 1924 году детские ясли были открыты в трех населенных пунктах: в селах Николаевском Преображенском и ауле Шенджий, а к концу 1920-х годов в Адыгее уже функционировали 17 сезонных яслей и одни — стационарные.
В годы первых пятилеток женщины участвовали в индустриализации, коллективизации, ликвидации безграмотности, в перестройке жизни деревни. Среди адыгейских женщин появились последователи известной трактористки Паши Ангелиной — это Хаджет Захачукова из аула Джерокай и Тайбат Тхугова из аула Хакуринохабль, которая была избрана делегатом 1-го Всероссийского съезда колхозников (1933 год), в 1937 году депутатом Верховного Совета РСФСР второго созыва.
Отечественная война резко ухудшила демографическую структуру населения, оставила множество вдов, затруднила замужество, женщины в годы войны стали основной силой в колхозах и совхозах, овладев профессиями, считавшимися мужскими. Это А.И. Затолокина из Гиагинского района, М.Ф. Гирина, Ф.Ф. Гулакова, Екатерина Вдовиченко и Галина Алехина из колхоза «Общий труд» Кошехабльского района. Уже в первые месяцы войны на полях области работало свыше 400 женщин — механизаторов, а к концу 1941 года курсы механизаторов закончили еще около 500 женщин.
Председателем Верхне — Назарьевского колхоза «Дружба» Красногвардейского района работала Евдокия Никитична Зубенко, Мария Васильевна Персианова работала учетчиком колхоза «Путь к коммунизму» Майкопского района, Елена Сергеевна Бердникова слесарь-инструментальщик в Хакуринохабльском МТС.
Женщины Адыгеи показали образцы трудовой доблести, сплоченности, самоотверженности. Яркий пример мужества и героизма в годы Великой Отечественной войны проявила единственная адыгейка-авиатор Леля Богузокова, сестры Чамоковы из Красногвардейского района прошли всю войну.
Адыгея гордится и многими другими участницами Великой Отечественной войны, проявившими смелость, отвагу, милосердие, высокий патриотизм. Это Фаина Григорьевна Никитина — телефонистка мотострелкового полка, Валентина Дмитриевна Синюхина, Римма Ивановна Письменная из города Майкопа. Надежда Павловна Бесперстова из поселка Каменномостского Майкопского района во время войны была связисткой штаба, разведчица Татьяна Александровна Шакова тоже из Майкопского района.
Зулих (Зоя) Индрисовна Кукан — участница Великой Отечественной войны из Тахтамукайского района, Зинаида Викторовна Василевская, Мерхаба Сафиуловна Буханова и др. из Тахтамукайского района.
В числе ветеранов войны из города Адыгейска -Мария Михайловна Гронь, служившая в войсках НКВД, блокадница Анна Максимовна Стебихова, Хаджет Анчоковна Папова, Александра Ивановна Сигидина, Галина Дмитриевна Курочкина и Зоя Алиевна Бегеретова из Кошехабльского района, Зулихан Гучетль одна из тех, кто, рискуя жизнью, приближал радостный День Победы. Среди добровольцев, ушедших на защиту Отечества, была и она – юная комсомолка из аула Шаханчериехабль.
Многие из них ушли из жизни, но благодарная память о них всегда будет жить в поколениях.
В послевоенные годы женщины Адыгеи не снизили своей активности в трудовой и общественно-политической жизни страны. В Автономной области, как и во всем Советском союзе, культивировался образ советской женщины, как женщины-труженицы и женщины-матери. Семья и труд являлись важнейшими жизненными ценностями. После окончания войны, Тайбат Готрышковна Шеуджен пошла работать на Тахтамукайский пищекомбинат, в 1951 году была избрана делегатом съезда профсоюза работников промышленности в Москве, а в 1964 году за высокие достижения в производстве Шеуджен награждена орденом Трудового Красного Знамени.
1960 — 1970-ые годы прошлого столетия ознаменовались целой плеядой женщин, показавших поистине самоотверженное отношение к труду. Это передовики сельскохозяйственного и промышленного производства: рабочие, колхозники, интеллигенция, представители науки культуры и искусства — те, кто менял облик молодой Адыгеи. Среди них — Разиет Нахлешевна Батмен рабочая, вязальщица Тахтамукайского комбината бытового обслуживания, Джанщир Хаджумаровна Тлюстангелова, шлифовщица цеха №5 МДО «Дружба», была депутатом восьми созывов Майкопского городского Совета народных депутатов, являлась членом женской общественной организации «Ны Хасэ», Любовь Стефановна Якшина, бригадир комплексной бригады колхоза «Родина» Красногвардейского района, Сафиет Шугаибовна Шаззо (Хурай) звеньевая молодежного кукурузоводческого звена, Кунац Сафарбиевна Енамукова много лет руководитель полеводческого звена колхоза «Путь к коммунизму» Кошехабльского района, Жарокова Нюся Исхаковна будучи совсем юной пришла на ферму колхоза им. Шовгенова Шовгеновского района дояркой, им присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением золотой звезды.
Заметный след в истории Адыгеи оставили: Зейнаб Ибрагимовна Керашева — доктор филологических наук, профессор, видный ученый и известный языковед на Северном Кавказе, Джантыг Магаметовна Тамбиева, кандидат педагогических наук, профессор, умело сочетала в себе талант ученого, педагога и методиста, создала и была первым председателем адыгейской женской общественной организации «Ны Хасэ», активными членами которой были Тамара Махмудовна Шишхова (позднее ставшая председателем), певица Роза Заурбековна Шеожева, диктор Адыгейского радио Биба Адамовна Черемит, актриса национального театра Рая Газизовна Паранук и др.
Дарихан Салиховна Схаляхо учитель, завуч, директор Афипсипской средней школы Тахтамукайского района, получила звание «Народный учитель СССР», Нуриет Салимовна Схакумидова с 1941 года работала актрисой Майкопского русского государственного драматического театра им. Пушкина, легенда театрального искусства Адыгеи, известная актриса национального театра Унай Салимовна Цей с 1939 года работала в адыгейском драматическом театре, «Заслуженная артистка РСФСР», «Народная артистка Республики Адыгея».
Знаменательной в истории женского движения в Адыгее стала, прошедшая в 1987 году Адыгейская областная конференция женщин, на которой был избран Областной Совет женщин и Председатель Совета — Тамара Григорьевна Леденева, секретарь Облсофпрофа. Ее заместителем стала Любовь Гаруновна Мамий. Главные задачи, которые были поставлены перед вновь созданной общественной организацией – это продолжение традиций женского движения, повышение роли женщин в экономической и политической жизни, защита интересов женщин, работа с многодетными семьями, улучшение условий труда на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.
Во время активизации политической и общественной жизни и, особенно, в период образования Республики Адыгея (5 октября 1991 года), наиболее активные члены бывшего Областного Совета Л.Г. Мамий, Т.Г. Леденева, М.А. Тлехурай, Ф.П. Бжассо, М.Р. Сиюхова, А.Я. Крюкова, Н.А. Василенко, Е.М. Садовникова, М.Д. Сохтарьек, А.Н. Шехова и многие другие пришли к необходимости определить место женщины в происходящих социально-политических процессах. В ноябре 1991 года на учредительном собрании инициативной группы была создана общественная организация «Союз женщин Адыгеи», которая фактически стала правопреемником областного Совета женщин.
В ноябре 1994 года на конференции был принят Устав и утверждено официальное название «Союз женщин Республики Адыгея». Председателем Правления была избрана Любовь Гаруновна Мамий. Все дальнейшее развитие женского движения в Адыгее было связано с ее именем.
Любовь Гаруновна Мамий, и сопредседатель Союза Фатимет Пазадовна Бжассо составляли тот тандем, который способствовал дальнейшему развитию женского движения. Под их руководством общественная организация «Союз женщин Республики Адыгея» стала одной из самых стабильных и авторитетных организаций Адыгеи и заявила о себе как о силе, способной отстаивать интересы женщин, детей.
Активное участие в женском движении принимала Фатима Рамазановна Джаримова, способствовала активному решению многих вопросов улучшения положения женщин, руководила Фондом культуры и искусства при Президенте РА, влияла на реализацию социальной политики в отношении женщин.
Портреты этих женщин ярко демонстрируют то, насколько раскрылись женщины, повысилась их роль в общественно-экономической и культурной жизни и занимают достойное место в обществе.
Вместе с Президентом Республики Адыгея Асланом Алиевичем Джаримовым, Фатима Рамазановна приняла участие в первой отчетно-выборной конференции Союза женщин в 1994 году, где Президент выразил надежду на тесное сотрудничество по вопросам улучшения положения женщин, что в дальнейшем неукоснительно выполнялось.
Важной вехой в истории Союза женщин РА явилась Всероссийская конференция «В интересах семьи: конкретные действия местных органов власти и женских организаций», которую провел Союз женщин России в Адыгее в 1998 году.
В ней приняли участие — председатель Союза женщин России Алевтина Васильевна Федулова, сопредседатель СЖР Галина Николаевна Галкина, специалист СЖР Софья Эсэновна Эбзеева, руководитель департамента по делам женщин, семьи и детей Минтруда России Марина Владимировна Гордеева, представители региональных отделений Союза
С 2002 года Общественная организация «Союз женщин республики Адыгея» является членом Общероссийской Общественно- государственной организации «Союз женщин России».
Существенные шаги в развитие женского движения в Республике, в улучшении положения женщин предприняли Президенты Республики Адыгея Аслан Алиевич Джаримов, Хазрет Меджидович Совмен и Аслан Китович Тхакушинов, которым заслуженно вручены памятные сувениры с символикой Союза женщин России.
Союз женщин Адыгеи и сейчас пользуется огромной поддержкой нынешнего Главы Республики Адыгея Мурата Каральбиевича Кумпилова.
Благодаря грантовой поддержке руководства Республики Адыгея Союз Женщин Адыгеи за 2020-2023годы реализовал проекты: «Женщина – зеркало социального благополучия семьи», «Укрепляя семью, укрепляем страну», «Женщины, меняющие мир».
Главной стратегией и тактикой своей деятельности Союз по-прежнему считает объединение в своих рядах активных женщин и работу в тесном контакте с властными структурами, общественными объединениями и политическими партиями для решения таких насущных проблем, как социальная защита женщин, детей, развитие семейных традиций, повышение статуса института семьи, формирование общественного мнения о преимуществах семейных ценностей, повышение роли отцов во всех этих направлениях деятельности.